МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МО «пос. Кысыл-Сыр» МР «Вилюйский улус (район)» РС (Я) на период до 2020 года»
15.05.2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МО «пос. Кысыл-Сыр»
МР «Вилюйский улус (район)» РС (Я)
на период до 2020 года»
п. Кысыл-Сыр – 2012 год
Муниципальная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
МО «пос. Кысыл-Сыр» МР «Вилюйский улус (район)» РС (Я)
на период до 2020 года»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное образование «п.Кысыл-Сыр» является центром газодобывающей отрасли региона, газовая промышленность – одна из самых молодых отраслей теплоэнергитического комплекса нашей страны, и одна из самых основных отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия). Важная роль газовой промышленности в экономике РС (Я) общеизвестна.
Уникальные запасы полученных ископаемых в улусе предопределили соцэкономическую структуру поселка Кысыл-Сыр и направление дальнейшего развития.
В Вилюйском улусе поселок Кысыл-Сыр является одним из самых многонациональных пунктов. Расположен поселок на правом берегу р.Вилюй, в 76 км от центра Вилюйского района, г.Вилюйска, от столицы Республики Саха (Якутия), г.Якутска, поселок находится в 410 км воздушным транспортом, 560 км наземным, 647 км речным транспортом. Поселок Кысыл-Сыр образован в 1961 году, изначально представлял собой базовый поселок геологоразведочных экспедиций. В 1974 году преобразован в рабочий поселок. Кысыл-Сыр находится в центре знаменитого Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения. Поселок занимает общую площадь 214 га. Согласно статистическим данным на 01.01.2011 года в поселке проживает 3408 жителей, из них:
-
361 дети дошкольного возраста,
-
445 школьники возраста;
-
780 пенсионеров;
-
2 090 работающее население.
Социальная сфера разнообразна – это учреждения культуры, здравоохранения, образования, сферы обслуживания. Население в основном работает в газовой отрасли и на 7 производственных объектах. На этом фоне промышленного комплекса, социальной обстановки развитием детей занимаются КССОШ, три МДОУ, ДМШ, ДДТ, ДК «Нефтяник», спортзал.
Поселок Кысыл-Сыр представляет собой три основных микрорайона в виде жилого сектора и промышленных объектов. Жилые дома, культурно-бытовые здания, административные здания предприятий, производственные объекты построены в деревянном исполнении, исключение представляет средняя школа в каменном варианте, несколько зданий построены из арболитовых плит.
Жилой фонд частично благоустроен только в квартале Газовик, хотя и здесь канализация выполнена в виде индивидуальных септиков для каждого 4-квартирного коттеджа.
Водопровод в жилом фонде повсеместно отсутствует. Водоснабжение питьевой водой осуществляется с озера, в шести км от поселка. Зимой индивидуально заготавливается лед.
Теплоснабжение представляет собой водяное отопление, обеспечивается 6 котельными, 5 из которых задействованы на жилой сектор и объекты инфраструктуры.
Источником электроснабжения является ведомственная полуавтоматическая электростанция ПАЭС-2500. В летнее время доставка грузов и пассажиров осуществляется водным путем по рекам Лене и Вилюй, в зимнее время по зимнику республиканской дороги Якутск - Мирный.
В связи с экономическими трудностями круглогодичная авиа-связь с г.Якутском, которую обслуживало ОАО «Якутгазпром», прекращена практически с 2004 года.
Программа развития МО «п.Кысыл-Сыр» на 2007-2012 гг. разработана с учетом перехода на финансирование от муниципального бюджета с 2006 года, с учетом «Основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года».
При разработке программы учтены следующие основные положения:
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
-
Государственная программа развития образования РС (Я) на 2001-2007 гг.;
-
Программа национального проекта развития Республики Саха (Я) 2005 г.;
-
Решение совместной коллегии Гос.комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту и Правительства Республики Саха (Я) от 07.07.2003 г. 6/1-441;
-
Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2006 года.
В период реализации программы развития поселка с 2002 по 2006 год МО «п.Кысыл-Сыр» столкнулся с проблемами разного качества, содержания масштаба. Основная проблема состоит в том, что за последние годы резко сократилась численность населения поселка вследствие рыночных преобразований промышленных предприятий, оптимизация учреждений и результат отток – работоспособного населения за пределы Республики. Поселок постепенно «стареет». Вместе с родителями уезжают и дети.
За последние годы полностью ликвидировались предприятия, на которых работали первооткрыватели Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения и основатели поселка, такие организации как ВНГРЭ, КЭИС, ВГП, СМУ-2, ПМК-5. Также организация необходимая, особенно в летнее время – «Лесавиа». Поселок лишился авиапорта. Вдвое уменьшилось население поселка.
Одна из острых проблем – социальное состояние поселка: за последние годы не строиться жилье, очень низкая з/плата особенно в бюджетной сфере. При этом возникает однозначный вывод в необходимость среднесрочной программы развития, которая определяла бы ключевые приоритеты и давала ясные представления о перспективах развития, обеспечивая устойчивый экономический рост, уверенность в завтрашнем дне, стимулирование и развитие внутри базы. Сейчас в поселке есть немало ресурсов и неиспользованных возможностей сохранения и дальнейшего улучшения социально-экономической ситуации. При этом начальным обязательным условием стимулирования внутренних резервов финансовая поддержка, определение приоритетов, государственные гарантии и весь остальной набор мер местного самоуправления, дающих первоначальный толчок развитию.
Программа развития МО «п.Кысыл-Сыр» 2012-2020 гг. должна придать новый импульс развитию поселка и улуса в целом, создать условия для его процветания и благополучия.
2. ИТОГОИ РАБОТ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
ДО 2012 ГОДА
В целях реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района Вилюйский улус (район) на 2010-2012 годы и на период до 2020 года», во исполнение Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261 от 23,11.2009 года, распределены средства субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 169,0 тыс. рублей на мероприятия по энергосбережению – приобретение и установку приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах.
Решением Поселкового Совета депутатов № 220 от 30.11.2011 года был утвержден план реализации энергоэффективных мероприятий в отношении жилищного фонда: Установка приборов учета электроэнергии с заменой ветхой электропроводки с заменой ламп накаливания на энергосберегающие лампы в местах общего пользования трех многоквартирных домов.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программу энергосбережения предусматривается реализовать в два этапа, первый этап до конца 2012 года - организационный, второй этап с 2013 по 2015 год - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития , третий этап с 2016 по 2020 годы – энергоэффективный путь развития.
Не позднее конца 2012 года параметры реализации Программы для второго этапа должны быть уточнены.
Достижение целей Программы требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий.
На первом этапе, в 2012 году, предусматривается:
- проведение организационных мер, принятие необходимых нормативно-правовых документов для проведения энергосберегающей политики;
- проведение широкомасштабных работ по оснащению приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы, жилищного фонда, организаций и предприятий;
- внедрение в действие Единой системы технологического и коммерческого учета производства и потребления энергетических ресурсов и воды (ЕСТКУ);
- проведение обязательных энергетических обследований, составление энергетических паспортов;
- разработка программ энергосбережения на уровне отдельных предприятий и учреждений;
- внедрение в действие энергосервисных договоров (контрактов);
- разработка технико - экономического обоснования для наиболее энергоэффективных мероприятий.
На втором этапе, в 2013 - 2015 годах, планируется:
- разработка и внедрение в действие рыночных механизмов обеспечивающих привлечение заемных средств инвесторов, в том числе населения;
- реализация Программ энергосбережения на уровне отдельных предприятий и учреждений;
- реализация энергоэффективных мероприятий в рамках реализации действующих энергосервисных договоров (контрактов);
- реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности зданий и сооружений;
- реконструкция и модернизация энергогенерирующего оборудования, систем тепло, водоснабжения и канализации.
На третьем этапе, в 2016 – 2020 годах, планируется:
продолжить реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности зданий и сооружений, по реконструкции и модернизации энергогенерирующего оборудования, систем тепло и водоснабжения, канализации. Развитие получит практика заключения долгосрочных (на срок более 5 лет) энергосервисных договоров (контрактов).
4.2. Организационные мероприятия по энергосбережению
Основной целью энергосбережения на объектах бюджетной сферы является обеспечение исполнения «Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 262 от 28 мая 2010 года.
Первоочередными задачами энергосбережения являются:
- организация приборного учета используемых энергетических ресурсов;
- сокращение потребления и нерациональных потерь электрической, тепловой энергии, горячей и холодной воды;
- повышение качества и надежности снабжения коммунальными ресурсами потребителей;
- поэтапное повышение энергетической эффективности зданий и сооружений, снижение удельного расхода тепловой энергии и воды,
Внедрение приборного учета выработки и потребления коммунальных услуг позволит:
-выявить фактические объемы производства, потребления и потерь в тепловых сетях;
- внедрить систему экономического стимулирования;
- управлять потреблением коммунальных услуг и реализацией энергоснабжающих мероприятий.
В результате реализации Программы будет:
- внедрена автоматизированная система расчетов за потребление коммунальных услуг;
- ликвидированы сверхнормативные потери и нерациональное потребление коммунальных ресурсов в бюджетных учреждениях;
- появятся реальные стимулы экономии энергетических ресурсов и воды, которые изменят поведение поставщиков коммунальных ресурсов и потребителей.
4.3. Технические мероприятия
-
-
-
Малозатратные мероприятия по энергосбережению
-
-
Малозатратные мероприятия направлены на быстрый срок окупаемости при небольших капитальных вложениях. Основными мероприятиями являются:
- обеспечение приборами учета объектов бюджетной сферы МО «п. Кысыл-Сыр»;
- гидрохимическая промывка систем отопления зданий;
- регулирование подачи тепла и воды в здания и сооружения;
- сокращение расходов горячей и холодной воды у потребителей (установка энергоэкономичного оборудования);
- оснащение объектов энергоэкономичными лампами освещения.
Обеспечение приборами учета объектов бюджетной сферы МО «п. Кысыл-Сыр».
Согласно статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требование об установке приборов учета не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт в час или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Таких объектов нет. Но несмотря на это, приборами учета следует оснастить все объекты бюджетной сферы.
В настоящее время практически все объекты бюджетной сферы оснащены приборами учета
Гидрохимическая промывка систем отопления.
В результате отложений в стояках, разводках и в самих отопительных приборах их пропускная способность снижается до 60 – 80 %, когда как величина коррозионного износа не превышает 10 – 20 %. Возможность удаления отложений позволяет и далее эксплуатировать систему отопления в течении длительного времени. Для удаления отложений, состоящих преимущественно из оксидов железа, следует использовать комплексон (многокомпонентная ингибирующая добавка), который позволяет перевести в растворенное состояние до 20-24 кг. отложений на 1 м3. раствора.
Для удаления илистых и грязевых отложений в радиаторах отопления рекомендуется применять метод электрогидроимпульсной прочистки с использованием метода «Зевс-технологии», который основан на использовании энергии высоковольтного электрического разряда в воде и обеспечивает высокое качество очистки, при этом метод не приводит к дополнительному износу труб, экологически чист.
Гидрохимическую промывку системы отопления следует проводить регулярно.
Потребность в финансовых средствах на прочистку системы отопления по объектам бюджетной сферы:
№№ пп |
Наименование бюджета |
Количество объектов |
Годы реализации программы |
|
||||||
2012 |
2013- 2014 |
2015-2016 |
2017-2018 |
2019-2020 |
|
|
||||
1 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Республикан – ский бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Местный бюджет |
100 |
300 |
300 |
350 |
350 |
350 |
1650,0 |
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулирование подачи тепла и воды в здание.
Для поддержания требуемого температурного режима в системе отопления зданий необходимо устанавливать регуляторы на отопление с датчиком наружного воздуха. По соответствующей программе регулятор может осуществлять понижение температуры воздуха в помещениях в ночные часы и в выходные дни. При этом существенно сокращаются затраты на отопление. При комплексном применении системы регулирования расход тепловой энергии снижается на 10 – 20 % от расчетного годового расхода. Срок окупаемости таких систем составляет 6 месяцев. Регулирование давления воды на вводах в здание рекомендуется осуществлять регуляторами давления прямого действия, либо редукционными клапанами.
Потребность в финансовых средствах на установку регуляторов давления:
№№ пп |
Наименование бюджета |
Количество объектов |
Годы реализации программы |
Всего, тыс.р. |
||||
2012 г. |
2013-2014 г. |
2015-2016 г |
2017-2018г. |
2019-2020г. |
||||
1 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Республикан – ский бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Местный бюджет |
5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
500 |
Установка энергоэкономичных ламп освещения.
Как показывает практика, около 60 - 65 % объема электроэнергии, расходуемой бюджетными учреждениями, идет на цели освещения. Парк осветительных приборов бюджетных учреждений наполовину оснащено лампами накаливания, расходующими больше электроэнергии, чем какие – либо другие. С 1 января 2011 года к обороту запрещены электрические лампы накаливания мощностью более 100 ватт и с каждым годом оборот ламп накаливания по мощности будет сокращаться. Также с 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд. В парке осветительных приборов бюджетной сферы МО «п. Кысыл-Сыр» насчитывается не менее 200 ламп накаливания. Начиная с 2012 года, с заменой ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) мощностью 9 – 11 ватт, технически на освещение при одной лампе накаливания за один год можно сэкономить до 100 кВт. час или по бюджетной сфере около 3 млн. руб. в год.
-
-
-
Среднезатратные мероприятия по энергосбережению
-
-
Среднезатратные мероприятия представляют собой капиталоемкие мероприятия со сроком окупаемости от 2 до 5 лет. Основными мероприятиями являются:
- утепление зданий и сооружений бюджетной сферы, т. е. чердачного и цокольного перекрытий, стен, оконных и дверных проемов;
- внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в узлах ввода;
- внедрение полипропиленовых и металлополимерных трубопроводов.
Утепление зданий бюджетной сферы.
Рациональное использование энергетических ресурсов невозможно без обеспечения соответствующего уровня теплозащиты зданий с учетом эффективности систем теплоснабжения. С целью повышения теплозащитных свойств конструкций необходимо проводить утепление зданий с применением новых материалов и технологий, обеспечивающих высокую теплоизоляцию, большую огнестойкость и низкую стоимость. Кроме этого, утепление зданий имеет важное социальное значение, связанное с улучшением экологии жилья. При проведении работ по утеплению зданий необходимо обратить внимание на тот факт, что определяющим должно быть не стремление удовлетворения норматива по величине сопротивления теплопередаче, а соотношение «цена – качество» и результата. Например, если вдвое снизить толщину утеплителя (до 5 см.), что все равно обеспечит повышение сопротивления теплопередаче стены почти в два раза, то возможно выполнять крепление утеплителя не на дорогом металлическом каркасе, а на деревянных или пластмассовых рейках толщ. 5 см.
Относительно утепления окон, то здесь предлагается не заменять существующие окна, а добавлять к ним одностекольную раму с форточкой, открывающейся наружу. Эта рама, нераскрывающаяся, расположена в плоскости наружной стены и крепится на деревянных рейках. Наружная поверхность стекла централизованно моется 1 – 2 раза в год, а внутренняя поверхность – по мере необходимости (существующая рама открывается вовнутрь). Поскольку дополнительная оконная рама не открывается, она повышает сопротивление воздухопроницаемости оконного проема до уровня витража, что сокращает излишнюю инфильтрацию наружного воздуха через существующие окна.
Особенно актуально этот вопрос стоит в бюджетных объектах МО «п. Кысыл-Сыр», где почти в каждом объекте только двойное остекление. Устройство тройного остекления в бюджетных объектах поселка позволит уменьшит количество потребляемой теплоэнергии на 15 %.
Потребность в финансовых средствах на утепление зданий:
№№ пп |
Наименование бюджета |
Годы реализации программы |
Всего, тыс.р. |
|||
2012 г. |
2013-2015 |
2016-2018 |
2019-2020. |
|
||
1 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
2 |
Республикан – ский бюджет |
|
|
|
|
|
3 |
Местный бюджет |
100,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
550,00 |
Внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП).
Внедрение АИТП обеспечивает регулирование теплопотребления за счет прерывистого графика работы подачи теплоносителя, особенно в осеннее – весенний период. В результате значительно эффективнее происходит распределение теплоэнергии и достигается экономия затрат.
Целесообразно применение комплексной системы АИТП для работы отопления и горячего водоснабжения, который рассчитан для применения на существующих площадях теплового ввода в здание. Данная система полностью автоматизирована и не требует обслуживающего персонала, необходимо лишь техническое сервисное обслуживание Экономический эффект от внедрения АИТП может достигать 20 – 25 % снижения теплопотребления.
Сметная стоимость одного теплового пункта составляет порядка 500 тыс. руб. Потребность в финансовых средствах на внедрение АИТП:
№№ пп |
Наименование бюджета |
Количество объектов |
Годы реализации программы |
Всего, тыс.р. |
||||
2012 |
2013-2015 |
2016-2018 |
2019- 2020 |
|
||||
1 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Республикан – ский бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Местный бюджет |
3 |
|
500 |
500 |
500 |
|
1500,0 |
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Объемы финансирования по конкретным объектам будут уточняться при разработке прогнозов социально – экономического развития МО «п. Кысыл-Сыр».
Применение полипропиленовых и металлополимерных труб.
Трубы и соединительные детали из полипропидена предназначены для монтажа внутренних систем холодного и горячего водоснабжения и технологических трубопроводов. Применение труб из полипропилена повышает скорость монтажа в 2 – 4 раза, снижает себестоимость трубопровода на 30 %, позволяет повысить его надежность и экологическую чистоту по сравнению с металлическими. В соответствии со СП 40 – 101 – 96, срок эксплуатации трубопроводов из полипропилена в системах холодного водоснабжения не менее 50 лет, а в системах горячего водоснабжения при температуре + 75 С – не менее 25 – 30 лет.
Металополимерные трубы применяются для систем отопления в новом строительстве, а также при текущем и капитальном ремонте, что ведет к увеличению срока службы, повышению надежности систем тепловодоснабжения и уменьшении. Эксплуатационных затрат.
-
-
Высокозатратные мероприятия по энергосбережению
-
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, становится актуальным проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов. Мероприятия сводятся к следующим направлениям:
-
оптимизация тепловых сетей с целью сокращения нерентабельных котельных, сокращения тепловых сетей, сокращение тепловых потерь в сетях и на собственные нужды;
-
перевод некоторых объектов соцкультбыта на автономное отопление, исходя из расчета по каждому конкретному объекту;
-
замена котельного оборудования на энергоэффективное оборудование;
-
для повышения эффективности используемых площадей в бюджетной сфере необходимо проведение компоновки объектов по видам деятельности, создание многофункциональных зданий в соответствии с требованиями нормативов.
5. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ
Основной целью энергосбережения в жилищном фонде МО «п. Кысыл-Сыр» является обеспечение исполнения «Требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 262. Задачи энергосбережения в жилищном фонде – те же, что и в подпрограмме «Энергосбережение в бюджетной сфере».
Основными мероприятиями энергосбережения в жилищной сфере являются:
- оснащение многоквартирных жилых домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа;
- повышение энергетической эффективности многоквартирных жилых домов.
5.1. Оценка состояния жилищного фонда
Общее количество жилых домов по состоянию на 01. 01. 2011 года составляет 454 жилых домов ( ж / д ) общей площадью 62400 кв. м., в том числе:
1. Муниципальный жилой фонд в МКД - 239 ж / д общей площадью 40000 кв. м..
2. Жилищный фонд частного сектора –115ж / д общей площадью 36100 кв. м.
3. Бесхозный жилищный фонд - 100 ж/д 476550 кв. м
5.2. Организационно-технические мероприятия по энергосбережению
Оснащение многоквартрных жилых домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов.
Согласно статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2010 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требование об установке приборов учета не распространяется на ветхие, аварийные многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также жилые дома, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт в час или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Таких многоквартирных жилых домов по всему МО «п. Кысыл-Сыр» нет. Самый максимальный объем потребления тепловой энергии составляет 0,1 гигикалорий в час. Но, несмотря на это, приборами учета следует оснастить крупные многоквартирные жилые дома с хорошим и удовлетворительным техническим состоянием..
Повышение энергетической эффективности многоквартирных жилых домов.
Для повышения энергетической эффективности многоквартирных жилых домов необходимо провести:
-
ранжирование многоквартирных жилых домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных жилых домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности;
-
внедрение технических средств измерения, учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды;
-
энергетического обследования, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;
-
разработку технико–экономического обоснования на внедрение энергосберегающих мероприятий;
-
реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности при проведении планового капитального и текущих ремонтов многоквартирных жилых домов. При этом основные виды работ будут производиться по утеплению цокольного, чердачного перекрытий, стен, оконных и дверных проемов.
Также при этом необходимо провести те виды работ, о которых указывалось в пункте 4 Программы «Энергосбережение в бюджетной сфере», а именно;
-
гидрохимическая промывка систем отопления;
-
регулирование подачи тепла и воды в жилые здания;
-
сокращение расходов горячей и холодной воды у потребителей;
-
установка энергоэкономичных ламп освещения;
-
внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов;
-
применение полипропиленовых и металлополимерных труб.
Финансирование энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде будет осуществляться за счет средств МО «п. Кысыл-Сыр», собственников помещений многоквартирных жилых домов, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств, полученных в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий. Объемы финансирования уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития МО «п. Кысыл-Сыр».
6. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ
6.1. Оценка состояния коммунальной инфраструктуры
в области энергосбережения на 01. 01. 2011 года
Основным предприятиям жилищно – коммунального хозяйства в поселке Кысыл-Сыр является Управление тепловых сетей ОАО «Сахатранснефтегаз», обслуживающее предприятия, организации и жилищный фонд.
Количество котельных в поселке по состоянию на 01. 01. 2012 года:
№№ пп |
Наименование предприятия, ведомственная принадлежность |
Количество кот-х, шт. |
1 |
УТС ОАО «Сахатранснефтегаз» |
4 |
|
Всего |
4 |
Необходимо отметить, что если сами котельные имеют удовлетворительное состояние, то износ тепловых сетей достигает 80 %. Это связывается с тем, что, например, при переводе котельных на газовое топливо или при строительстве модульных котельных согласно проектно-сметной документации замены или строительства новых тепловых сетей не производится. Необходимо при модернизации , реконструкции или строительстве котельных включать в состав работ и работы по модернизации, реконструкции или строительства новых тепловых сетей.
По пос. Кысыл – Сыр работают Инвестиционная программа ОАО «Сахатранснефтегаз» по проекту «Оптимизация тепловых сетей пос. Кысыл – Сыр на период 2010 – 2013 годы» и Инвестиционная программа ОАО «Якутгазпром» «Модернизации коммунального хозяйства пос. Кысыл – Сыр на 2010 – 2011 годы» согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2010 года №284-р «О плане мероприятий, посвященных 50-летию пос. Кысыл- Сыр Вилюйского улуса (района) и 55-летию получения первого промышленного притока газа в Республике Саха (Якутия)».
Электроснабжение Вилюйского района осуществляется от Вилюйской ГЭС по одноцепной ВЛ-110кВ Мирный – Сунтар – Нюрба – Верхневилюйск - Вилюйск протяженностью 605 км., построенной в 1968 – 86 годах, в деревянном исполнении и находящейся в аварийном состоянии. Во время отключений электроснабжения от Вилюйской ГЭС по разным причинам, г. Вилюйск и близлежащие села обеспечиваются газовыми турбинами ПАЭС-2500 Вилюйской РЭС в г. Вилюйске. Также в пос. Кысыл Сыр электроснабжение осуществляется посредством ПАЭС-2500, принадлежащей ОАО ЯТЭК (Якутгазпром). Всего в районе 835 км. воздушных линий электроэнергии. Из 129 подстанций, принадлежащих Вилюйским РЭС и обеспечивающих район электроэнергией, нуждаются в реконструкции 40 %. Основными потребителями электроэнергии являются промышленные предприятия и население.
6.2. Организационные мероприятия по энергосбережению
Цель энергосбережения в коммунальной инфраструктуре – повышение качества коммунальных услуг, надежности систем жизнеобеспечения, эффективности использования энергетических ресурсов и воды, снижение вредных выбросов в атмосферу.
Организационные мероприятия направлены на стимулирование процесса энергосбережения, создание условий для внедрения энергосберегающих технологий.
Основными направлениями организационных мероприятий являются:
-
техническая инвентаризация объектов жилищно-коммунального хозяйства;
-
энергетическая паспортизация источников тепловодоснабжения, топливнно-энергетических ресурсов, тепловых и водоканализационных сетей и объектов тепловодопотребления;
-
снижение расходов воды и энергоресурсов на собственные и хозяйственные нужды;
-
стимулирование процесса энергосбережения;
-
создание экономических условий для внедрения энергосберегающих технологий;
-
использование средств массовой информации для освещения проблем энергосбережения и распространения передового опыта.
6.3. Технические мероприятия по энергосбережению
Создание приборного учета производства и транспортировки энергоресурсов и воды. Является одним из важнейших путей энергосбережения, позволяет упорядочить расчеты за ресурсы на основе регистрации фактического их потребления. Приборы устанавливаются на выходе тепло- и водоисточников, на границах раздела сфер ответственности.
Водоподготовка, т. е. комплексная обработка воды и деаэрация воды. Обработка воды комплексгоном позволит смягчить используемую воду, при этом отсутствуют загрязняющие стоки при регенерации фильтров, продлевается ресурс агрегатов и запорной арматуры, снижается коррозия внутренних поверхностей металла агрегатов. Важной частью водоподготовки является деаэрация воды, без которой невозможно обеспечить отсутствие отложений и коррозий в котлах, тепловых сетях и инженерных системах зданий. Для качественной деаэрации рекомендуется применять новые типы деаэраторов – вакуумно-атмосферные деаэраторы. Примером являются деаэраторы типа «АВАКС».
Гидрохимическая промывка и электрогидроимпульсная прочистка котлов. Наличие отложений на поверхности теплообмена в котлах значительно ухудшает характеристики котельного оборудования. Так, отложения в 1 мм. увеличивают расход топлива примерно на 12 %. Для промывки применяется новый ингибитор коррозии. Для удаления больших отложений применяется метод электрогидроимпульсной прочистки котлов с использованием аппаратов «Искра-М». Этот метод основан на использовании энергии высоковольтного электрического разряда в воде. Ударная волна и гидродинамические потоки, образующиеся при электрическом заряде, разрушают отложения на внутренней поверхности труб. Данный метод обеспечивает высокое качество очистки труб, не приводит к их дополнительному износу, экологически чист.
Внедрение частотного регулируемого электропривода насосов. При этом достигается существенная экономия электроэнергии за счет снижения избыточных напоров на выходе насосных агрегатов, а также повышение их КПД. При использовании
аппаратуры преобразователей частоты повышается ресурс технологического оборудования, уменьшается износ коммутационной аппаратуры, повышается надежность защиты от аварийных режимов. Аппаратура регулируемого привода оптимизирует работу группы насосных агрегатов. Экономия электроэнергии при регулировании достигает 20 – 30%, вследствие чего затраты на аппаратуру окупаются за срок не более 2-х лет.
Режимно-наладочные работы энергетического оборудования направлены на оптимизацию процессов горения и расходования энергоресурсов при минимальных затратах. Это комплекс работ, целью которых является наладка режима работы котла с достижением максимального КПД при нескольких эксплуатационных нагрузках и проектных параметрах. Проведение таких работ позволит привести сверхнормативные потери тепловой энергии к нормативным.
Применение энергоэффективных насосов по КПД и энергопотреблению и насосов нового поколения без механизма привода.
Замена физически и морально устаревших котлов на энергоэффективные котлы..
Применение новых видов запорных арматур(шаровые, дисковые, поворотные).
Применение автоматически регулирующих клапанов в тепловых камерах для гидравлической регулировки тепловых сетей.
Защита электродвигателей от падения напряжения.
Утепление тепловых сетей с применением новых теплоизоляционных материалов.
Оптимизация режимов функционирования тепловых сетей. Тепловые сети из-за их низкой гидравлической устойчивости подвержены разрегулировке при различных изменениях их системы, нагрузки и т. д. Это ведет к снижению эффективности энергосбережения потребителей и удорожанию тепловой энергии. Для повышения гидравлической устойчивости тепловых сетей с присоединенными системами теплопотребления, следует избыточную часть располагаемого напора дросселировать в гидравлических сопротивлениях постоянного или переменного сечения на тепловых пунктах у каждого потребителя. Каждая система теплопотребления должна быть поставлена в условия, одинаковые по сравнению с остальными системами, т. е. должна стать гидравлически равноудаленной от источника теплоснабжения. Таким образом, сущность наладки тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения заключается в резком повышении гидравлической устойчивости систем теплоснабжения путем повышения гидравлического сопротивления систем теплопотребления относительно гидравлического сопротивления тепловых сетей. Регулировать системы теплоснабжения можно только после выполнения разработанных мероприятий, обеспечивающих осуществление оптимальных гидравлических и тепловых режимов функционирования тепловых сетей.
7. ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В ТРАНСПОРТНОМ
КОМПЛЕКСЕ МО «Поселок Кысыл-Сыр»
Экологическая обстановка в МО «Поселок Кысыл-Сыр», входящей в районы «алмазной провинции», определяется взаимодействием природных, антропогенных и техногенных факторов. Основными объектами воздействия на окружающую среду является автомобильный транспорт. Для улучшения экологической обстановки в районе требуется увеличение количества высокоэкономичных транспортных средств, т. е. замещение бензина, используемого в транспортных средствах в качестве моторного топлива, природным газом. Для этого ООО «ЯТЭК» изучает возможность установки АГЗС в пос. Кысыл- Сыр и в г. Вилюйске за счет своей Инвестиционной программы.
9. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Управлением и координацией работ по выполнению программы энергосбережения на муниципальном уровне осуществляют:
1. Совет депутатов МО «п. Кысыл-Сыр»:
- рассматривает и принимает нормативные, правовые акты в области энергосбережения;
- утверждает и контролирует расходование бюджетных средств.
2. Администрация МО «п. Кысыл-Сыр»:
- разрабатывает и представляет представительному органу на рассмотрение и утверждение нормативные, правовые акты;
- проводит контроль и мониторинг реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, энергосервисных договоров.
- рассматривает и утверждает ежегодные отчеты о реализации муниципальной программы энергосбережения;
- проводит ежегодную корректировку планируемых значений целевых показателей программы энергосбережения, с учетом фактически достигнутых результатов и изменений социально-экономической ситуации.
- определяет порядок привлечения, консолидации и расходования средств и ресурсов для реализации мероприятий по энергосбережению и осуществляет контроль их использования;
- разрабатывает и вводит в действие механизм экономического стимулирования энергосбережения.
10. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
В целях достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
-
информации об установленных Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных жилых домов, и об иных требованиях Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-
социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-
посредством опубликования в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ энергосбережения, а также тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и иной актуальной информации в данной области;
-
информации потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации.
Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.
Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.
11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии на пятнадцать процентов к 2015 году в сравнении с 2009 годом, с ежегодным снижением не менее чем на 3 процента;
- до 1 января 2013 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;
- до 1 января 2013 года собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов обязаны обеспечить установку коллективных приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;
- до 31 декабря 2012 года должны быть проведены энергетические обследования зданий, сооружений органов местного самоуправления, организаций с участием государства или муниципального образования, организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности по производству и (или) транспортировке воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
За счет технического перевооружения и внедрения автоматизации технологических процессов произойдет рост производительности и улучшение условий труда и техники безопасности. На базе новых перспективных технологических схем и оборудования предусматривается обновить 70% основных средств.
Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы. За счет энергосбережения удастся сократить потребление топливно-энергетических ресурсов, тем самым снизить нагрузку на бюджет, высвободить ресурсы и использовать их для повышения уровня жизни населения.